Еще 21 апреля 2011 года в Государственную Думу был внесен законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», споры вокруг которого не утихают.
Пожалуй, наиболее точное определение законотворчеству ведомства Татьяны Голиковой дал Исполком Пироговского движения врачей России, назвав его большей частью декларативным. К примеру, читаем статью 17: «Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией качественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной и качественной медицинской помощи». Вот как о нас заботятся чиновники Минздравсоцразвития РФ! И окружающая среда у нас замечательная, условия труда прямо-таки вызывают желание не уходить с работы, а условиям быта и качеству продуктов питания позавидует любой гражданин центральной Европы.
Вот только непонятно, зачем переписывать действующий закон? Какую скрытую цель преследует власть?
Похоже, слухи о платности медицинской помощи имеют под собой реальную почву. Так, в законопроект внесено понятие «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». А это значит, что каждый регион будет лечить своих жителей в зависимости от своих финансовых возможностей.
«Если оценивать законопроект Министерства здравоохранения и социального развития РФ, то он направлен на снятие ответственности за охрану здоровья граждан с государства, с перекладыванием ее на врачей, пациентов, работодателей, регионы, муниципалитеты, при одновременном значительном расширении полномочий профильного ведомства, возможности бесконтрольного распоряжения средствами и инфраструктурой здравоохранения через систему медицинского страхования», — утверждается в Заявлении Исполкома Пироговского движения врачей России о необходимости отзыва законопроекта.
Президент «Национальной медицинской палаты» Леонид Рошаль говорит о том, что формулировки насчет платности-бесплатности весьма размыты, о модернизации системы здравоохранения в законопроекте вообще ничего нет, у пациентов предусмотрены одни права, а у врачей – одни обязанности. Только как они будут их исполнять в условиях недофинансирования?
Самое главное, о чем говорят все критики законопроекта – это отсутствие четкой и внятной Концепции развития здравоохранения в России, под которую потом и принимаются соответствующие основы законодательства.
Кроме того, в нем практически отсутствуют правовые нормы прямого действия, большинство статей отсылает к различным ведомственным инструкциям и подзаконным актам.
Новые «Основы об охране здоровья граждан в Российской Федерации» принципиально не меняют сложившуюся практику. Так нужен ли нам тогда такой законопроект?
В настоящее время принято решение перенести его рассмотрение на другое пленарное заседание Государственной Думы. Ее депутат от партии «Единая Россия» Татьяна Яковлева, доктор медицинских наук, в выступлении перед журналистами попыталась защитить ведомственное законотворчество. Она рассказала много интересного о необходимости профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни, снижения количества абортов (сегодня их примерно столько же, сколько и родов), и даже о праве на репродуктивное здоровье.
Остался невыясненным только один вопрос: а чем мешает действующее законодательство об охране здоровья хорошо лечить людей?
Читайте по теме:
Объем платных медицинских услуг неуклонно растет. Вместе с обещаниями социальных гарантий